#мироткрытки

Приглашаем в Детский МИР открытки!

Эта выставка — событие важное и радостное для нас. Надеемся, таким же оно станет для наших гостей, среди которых мы ожидаем увидеть как детей, так и взрослых, которые, конечно, те же дети, только постарше.

Впервые в рамках единого выставочного пространства взору зрителей предстанут почти 11 000 уникальных открыток из личных коллекций, тщательно отобранных из множества образцов.

Выставка открыток детской тематики, которая открывается вашему вниманию, охватывая самые разные периоды отечественной истории, становится по-настоящему уникальной, обретая особое значение и смысл как на гражданском, так и на государственном уровне. Такое значение в истории имела и сама открытка.

В своё время издание открыток патронировали члены Императорской фамилии, а в советские годы тиражи отдельных экземпляров доходили до нескольких миллионов, тогда как общий тираж всех открыток исчислялся миллиардами. Ни одна страна мира не знает подобного масштаба производства и распространения открытых писем, разве что только Германия, где в конце XIX – начале XX века и появилась открытка — почтовая карточка, не требующая конверта.

Доподлинно известно, что изобретателем открытки можно считать прусского почтового советника Генриха фон Стефана, который в ноябре 1865 предложил выпускать открытый «почтовый листок», где одна сторона предназначалась для адреса, а другая для текста, но тогда это предложение было отвергнуто.

Продолжилась история открытки в 1869 году в Австро-Венгрии: профессор военной экономики Эммануил Герман сообщил об изобретённой им «корреспондентской карточке». Его предложение власти приняли, и, таким образом, 1 октября 1969 года в обращение вышла первая «корреспондентская карточка» с отпечатанной маркой достоинством в два крейцера. Это была первая почтовая открытка, популярность которой в мире стала стремительно расти. Уже в 1871 году открытки продавались в Англии, Швейцарии, Люксембурге, Бельгии, Дании, Нидерландах, в 1872 году — в Швеции, Норвегии, на Цейлоне, в 1873 открытки появились во Франции, Испании, Румынии, Сербии и Чили, а в 1874 — в Италии.

В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872 года. Поначалу они так же не были иллюстрированными: на одной стороне открытки писали адрес и наклеивали марку, здесь же типографским способом печаталось правило: «На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать». Оборотная сторона служила для письменного сообщения с не менее строгим уведомлением: «Почтовое управление за содержание письма не отвечает».

Первыми иллюстрированными открытками в России считают фотографические виды с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которых есть надпись, позволяющая их датировать: «Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 года».

Поначалу почтовые карточки выпускались к некоторыми праздникам, таким как День Ангела, Рождество Христово, Пасха. Часто они не имели надписей и не объединялись в серии. Однако, растущая популярность открыток, дающих возможность без лишних слов выразить самые разнообразные чувства, подтолкнула издателей к созданию специальных открыточных серий. Об этом свидетельствует сохранённое коллекционерами-филокартистами многообразие открыток, выпущенных на территории нашей страны разнообразными издательствами и товариществами, благотворительными обществами и попечительствами после того, как 19 октября 1894 года министром внутренних дел России было разрешено издавать «бланки открытых писем частного изготовления». До этого времени монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало исключительно почтовому ведомству. Таким образом открытка начинает своё социальное служение.

Причины особой популярности открытки и горячего отклика на нее в России довольно просты. Открытка — душевное, теплое, часто очень красивое и высокохудожественное послание от сердца к сердцу.

Кстати, последнее утверждение — не только фигура речи. В 1898 году к празднику Рождества Христова в России была выпущена серия открыток по рисункам известных отечественных художников, первая из которых так и называлась: «Сердце сердцу весть подает».

По одной из версий, первую рождественскую открытку нарисовал знаменитый художник Николай Каразин в 1872 году. По другой — она вышла в наборе из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников; комплект выпустил Петербургский попечительный комитет о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) в качестве благотворительной акции для нужд больницы. Первой открыткой в серии стала «Сердце сердцу весть подает», выполненная известным мастером силуэтного рисунка Елизаветой Бём. Именно в стиле рисунков этой выдающейся российской художницы выполнено оформление нашей выставки, а её мальчик-почтальон украсил билетную серию Детского МИРа открытки.

Мы видим, что открытки соединяют поколения, сохраняют историческую память, оставляя ее живой и непосредственной, олицетворяют историю, которую в буквальном смысле можно потрогать своими руками. Открытки иллюстрируют исторический путь России от царских времён до наших дней, раскрывают развитие детского образа в течение двух последних веков, демонстрируют неповторимые фольклорные и былинные сюжеты, знакомят с бытом и культурой страны. Неудивительно, что открытку часто называют отражением эпохи, ведь благодаря этому маленькому кусочку картона можно узнать или вспомнить историю страны, события, праздники, судьбу семьи или одного человека.

Информация о билетах

Все залы выставки



Оставить отзыв

Представьтесь, пожалуйста (обязательное поле)
Ваш телефон
Электронная почта
Ваш отзыв (обязательное поле)

×



Запись на экскурсию

Представьтесь, пожалуйста (обязательное поле)
Ваш телефон
Электронная почта
Ваша комментарии и пожелания

×